Среди механизмов международного и приграничного сотрудничества важным направлением является межмуниципальная дипломатия и общественная дипломатия местных сообществ. В настоящее время, по информации Россотрудничества, 334 российских муниципалитета осуществляют партнерские / побратимские связи с 1679 городами иностранных государств.
При этом установленные связи не заменяют традиционную дипломатию, а помогают подготовить благодатную почву для реализации разноплановых официальных мероприятий в области внешнеполитического взаимодействия между регионами и муниципалитетами разных стран.
Выход на международные связи на муниципальном уровне тематически может охватывать, прежде всего, экономическую, культурную, образовательную, экологическую, научную сферы и гуманитарное сотрудничество.
Таким образом, в настоящее время возрастает роль международных и приграничных межмуниципальных связей и связей местных сообществ в реализации внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Кроме того, международное сотрудничество муниципальных образований является важным элементом их организационной самостоятельности. Муниципалитеты не только обладают свободой в определении своей внутренней организации, но и имеют право на кооперацию с другими муниципальными образованиями, в том числе зарубежных государств.
Право на осуществление международных связей органов местного самоуправления в Российской Федерации закреплено как на международном, так и на национальном уровнях. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления могут сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.
Однако, в отличие от специального законодательного закрепления этого вопроса применительно к субъектам Российской Федерации, в федеральном законодательстве в отношении муниципальных образований имеется ощутимый пробел. По сути, ни один из федеральных законов в полном объеме не регулирует порядок и условия осуществления органами местного самоуправления международных связей.
Вместе с тем, важным шагом в сфере регулирования приграничного сотрудничества муниципалитетов стало принятие Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества». Наряду с Российской Федерацией и ее регионами закон выделяет муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации в качестве субъектов приграничного сотрудничества, но при этом в недостаточной мере регулируют порядок их участия в регулируемой сфере правоотношений.
Таким образом, несмотря на отсутствие достаточной законодательной базы, органы местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации активно участвуют в построении международных и приграничных связей, включаясь в процесс укрепления положения Российской Федерации на геополитической карте мира, что требует дальнейшего развития и, как представляется, более системного и подробного законодательного регулирования.
Организаторы: Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничество, Союз российских городов, Общероссийский конгресс муниципальных образований
Любой зарегистрированный участник Форума может оставить свои предложения для включения в проект Рекомендаций Форума (справа вверху кнопка Рекомендации).
Диденко Алексей Николаевич, депутат Государственной Думы - Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Международное и приграничное межмуниципальное сотрудничество
Игнатьева Александра Витальевна, генеральный директор Союза российских городов
Сидоров Александр Александрович, начальник отдела по взаимодействию с субъектами Российской Федерации и международному муниципальному сотрудничеству Россотрудничества
Бернтссон Магнус , президент Ассамблеи европейских регионов, президент некоммерческой экологической организации R20 – Regions of Climate Action
Башкин Александр Давыдович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Швакова Юлия Александровна, министр экономического развития Саратовской области
Турланов Даниил Александрович, заместитель начальника отдела развития межрегионального и приграничного сотрудничества Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России
Ольховик Ирина Анатольевна, глава Государственной администрации города Тирасполь и города Днестровск
Гронхольм Бьорн Микаэль Вальфрид , глава Секретариата Комиссии по устойчивому развитию городов Союза Балтийских городов
Развитие приграничного межмуниципального сотрудничества на примере Союза Балтийских городов
Толстогузов Олег Викторович, ведущий научный сотрудник ФГБУ науки Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук
Репринцев Владимир Григорьевич, исполнительный директор Ассоциации городов Поволжья
Валиуллин Ренат Накифович, постоянный представитель Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Самусев Малгожата , директор Секретариата Ассоциации Гмин Республики Польша Еврорегион Балтика
Максимчук Галина Юрьевна, эксперт по приграничному сотрудничеству Управления по внутренней политике Правительства Калининградской области
Вы можете оставить предложения для включения в Проект рекомендаций, заполнив необходимые поля.
XVIII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» ©