Университеты в развитых странах стали основными драйверами развития городов, регионов и даже стран за счет концентрации человеческого капитала, инфраструктуры инновационной деятельности, высокой репутации на финансовом рынке, непосредственном участии в реализации проектов развития городов. Региональные и городские власти, осознавая данную роль университетов, формируют для них особые условия развития новых функций, реализации проектов по расширению кампусов.
Россия активно присутствует на рынке экспорта образования (по данным Росстата в 2017 году обучалось более 250 тыс. студентов) и активно трансформирует университетский ландшафт, выращивая мировых лидеров, что нашло отражение в увеличении количества российских вузов в мировых рейтингах. Но уровень развития регионального рынка труда, уровень развития городской среды и возможностей для самореализации становятся не менее значимыми критериями выбора учебного заведения. По данным опроса студентов России, проведенного ЦСР в 2018 году, при выборе высшего учебного заведения, в первую очередь, абитуриенту важен высокий рейтинг ВУЗа, его престижность (42%), разнообразие специальностей (13%) и возможности, которые открываются в городе обучения (22%).
С целью развития инновационных функций в университетах в рамках национального проекта «Наука» до 2024 года будет создано не менее 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Также в рамках национального проекта «Образование» предполагается реализация проектов по созданию кампусов (в том числе для задач увеличения объектов экспорта высшего образования»). Реализация данных направлений потребует координации усилий государственных и муниципальных органов власти, образовательных и научных организаций, частного капитала, а также объединения усилий различных внутрироссийских акторов для конкурентоспособности на внешнем рынке.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению:
- Влияние реализации национальных проектов «Образование» и «Наука» на развитие регионов и городов.
- Куда поедут иностранные студенты и что это даст для развития городов и регионов?
- Гарантирует ли создание научно-образовательных центров формирование инновационной специализации на территории?
- Мировые университеты / мировые города: как обеспечить синхронное лидерство на картах?
- Возможна ли кооперация бизнеса, ВУЗов и регионов для развития инновационно-образовательной специализации?
Организаторы: Фонд «Центр стратегических разработок», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ им. Б.Н. Ельцина
Любой зарегистрированный участник Форума может оставить свои предложения для включения в проект Рекомендаций Форума (справа вверху кнопка Рекомендации).
Меркушина Светлана Александровна, директор Департамента аудита социальной сферы и науки Счетной палаты Российской Федерации
Алашкевич Михаил Юрьевич, Старший вице-президент Блока агента Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ
Толмачев Дмитрий Евгеньевич, и.о. директора института Экономики и управления (ИнЭУ); директор Школы экономики и менеджмента ИнЭУ (ШЭМ ИнЭУ) УрФУ им. Б.Н. Ельцина
Гашева Юлия Владимировна, начальник управления международных связей Национального исследовательского Томского государственного университета
Шадрин Артем Евгеньевич, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации
Гаете Магдалена , представитель в России Университета Наварры
Ходачек Игорь Александрович, начальник управления научной работы РАНХиГС
Рудик Александр Адамович, учредитель Фонда"Прообраз"
Казин Филипп Александрович, заместитель директора НИУ "Высшая школа экономики"
Маркварт Эмиль , профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Вы можете оставить предложения для включения в Проект рекомендаций, заполнив необходимые поля.
XVIII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» ©